Католическая церковь сохранила свою организацию и
обычаи периода Империи. Епископы попрежнему собирались на соборы и
имели связь с папой, власть которого они признавали. Они неоднократно
выступали в качестве посредников во время вторжения вестготов в Испанию и
в эпоху борьбы между вестготами, свевами и испано-римлянами. В период
господства ариан католические епископы иногда подвергались
преследованиям, порой их смещали и не разрешали созывать соборы. Однако
со времен Рекареда, когда католическая церковь стала официальной,
развитие ее шло нормально. С другой стороны, церковь в значительной
степени утратила былую независимость, так как короли (за исключением
Рекареда) неоднократно вмешивались в ее внутренние дела и в конечном
счете возложили на себя функцию назначения епископов.
Священники пользовались известными привилегиями. По видимому, до Вамбы они были освобождены от некоторых наказаний и
воинской повинности. Однако от уплаты обычных податей (например, от
налогов за церковные земли и рабов) священники не освобождались.
Священники были подсудны обычным судам, хотя в то же
время признавалось право епископа. В вопросах брака,
развода и т. п. они приравнивались к гражданским лицам. Церкви имели
право предоставлять убежище преследуемым преступникам. Это право
именовалось «правом убежища».
Количество монастырей значительно возросло. В
эту эпоху был основан ряд монастырей, сыгравших позже большую роль в
социальной и политической жизни Испании. Монахи зависели от епископа,
который утверждал устав монастыря и назначал аббата. Однако монахи могли
подавать апелляции на приговоры церковных трибуналов в гражданский суд.
Католической церкви пришлось в этот период
бороться прежде всего с арианской «ересью», которая, будучи национальной
религией вестготов, продолжала оказывать значительное влияние и после
того, как утратила поддержку королей. Помимо борьбы с арианской «ересью»
католическое духовенство искореняло остатки античных верований на
полуострове и пережитки языческой религии, достаточно еще стойкие,
особенно у сельского населения, удаленного от влияния городов. Подобную же организацию имела и арианская церковь.
|