Как мы уже говорили, вестготы
не внесли новых и оригинальных элементов в испано-римскую культуру. Как
более отсталый народ, они сами подверглись всестороннему влиянию
римской цивилизации и заимствовали у римлян обычаи и нормы, которыми
последние руководствовались в сфере итоговой деятельности, в
организации ремесленного производства, в сельском хозяйстве и т. п.
Но вестготы явились в Испанию, обладая своим
собственным языком, своей письменностью и религиозными и правовыми
идеями, сложившимися до того, как они пришли в соприкосновение с
римлянами. Правда, их древняя религия уступила место арианству. Однако
правовые концепции вестготов оказали значительное влияние на
законодательство и проявлялись в течение долгого времени.
С уничтожением римской системы управления,
существовавшей в провинциях, культура пришла в сильнейший упадок.
Официальные школы закрылись, и их функции приняло на себя духовенство. В
церквах и монастырях созданы были школы, где изучалось не только
богословие, но и гуманитарные науки, причем преподавание велось уже на
начальной ступени обучения. В этих школах, под влиянием религиозных
принципов, введено было раздельное обучение, точнее говоря, женщины
могли получать лишь домашнее образование, и естественно, что в то
смутное время они не могли приобрести много знаний таким путем.
Помимо церковных и монастырских школ, в которых,
естественно, все было подчинено задачам религиозного воспитания,
имелись еще еврейские учебные заведения, в которых применялся особый
метод обучения: наставники зачитывали тексты, подлежащие изучению, и
комментировали их совместно со своими учениками. Подобная система
обучения была усвоена университетами позднейшего периода.
|